ПОИСКОВИКИ В ЛИЦАХ

Николай Мясников

Николай Мясников

Командир поискового отряда «Память» ЧГПУ имени И. Я. Яковлева

   Чебоксары

Командир поискового отряда «Память» Чувашского Педагогического университета Николай Мясников в 2017 году стал лауреатом государственной премии Чувашской Республики в области гуманитарных наук. В интервью порталу рф-поиск.рф Николай рассказал о том, как совмещает научную, педагогическую и поисковую работу.

Николай Мясников является командиром поискового отряда «Память» ЧГПУ им. И.Я. Яковлева с 2013 года. За это время бойцами отряда подняты останки 62 защитников Отечества. Под руководством Николая Мясникова В ЧПГУ создан музей, в котором все желающие могут познакомиться с историей поискового движения, поисковыми находками и неизвестными страницами Великой Отечественной войны. 15 июня 2017 года Николай Мясников успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Археологические памятники первой половины I тысячелетия н.э. Сурско-Свияжского междуречья». Кроме того, в составе авторского коллектива Николай ведет работу над Археологической карта Чувашской Республики.

Николай, расскажите, как вы пришли в поиск? Помните свою первую экспедицию? 

Я изначально занимался археологией. Когда я учился в пятом классе, к нам пришли в класс руководители естественно-научного, исторического общества «Терра инкогнито». Кружок, участники которого ходили в экспедиции по территории Республики, по изучению археологии, палеонтологии, природы. Мы искали кости мамонтов, носорогов, динозавров, так прошли мои школьные годы.

Я решил поступать на исторический факультет и по окончании понял, что хочу быть археологом. Поступил в аспирантуру и устроился на работу в педагогический университет. И там с 2007 существовал поисковый отряд. И поскольку я, молодой сотрудник, туда пришел, а другой руководитель уходил, то мне сказали: «Ну раз ты археолог, занимайся еще и военной археологией».

Честно говоря, я даже не хотел, душа не особо лежала, хотя знал, что это нужное, благородное дело. Но весной мы поехали на «Вахту Памяти», а до этого я познакомился с марийскими поисковиками, они работали в Гайтолово, под Петербургом. И они рассказали, что там лежат наши земляки. А отряд наш до этого не находил именных солдат. Экспедиции 2012 -2013 года были вообще без результата.

Мы поехали в Гайтолово и там нашли 12 бойцов. И в первый день нашли медальон, это был танкист, командир экипажа, медальон лежал в кармане, но записка была пустая, не заполненная. У него был нож «Маруся», на обратной стороне инициалы. Часы в кармане: то ли танковые, то ли с самолета. Это впечатлило, и с тех пор каждое лето мы ездим в экспедиции.

Что, на ваш взгляд, может привнести профессиональная археология в поисковую работу? 

Уже многое из археологии используется в поисковой работе: если раньше останки просто «выдергивали», то теперь археологическим методом работа ведется, с фиксацией. Кое-что можно было бы взять, например, при вскрытии братских захоронений можно было бы более детальные планы составлять, иногда в таких случаях имеет смысл и квадраты разбивать. Если это объекты типа землянка или блиндаж, есть смысл и послойно вскрывать.

Помогает ли опыт преподавательской деятельности в организации работы отряда, или может быть наоборот: координация работы экспедиции дает новый взгляд на работу со студентами в аудитории? 

Ребята, которые состоят в поисковом отряде - с разных курсов, в основном, одного факультета истории, управления и права. Они – студенческий актив факультета, и поскольку им интересно в поисковом движении, это распространяется на пары. Также мы можем использовать в ученом процессе находки, сделанные в экспедициях –у нас действуют три музея на базе факультета, экспедиционной полевой деятельности.

Потом можно ребятам давать писать курсовые и дипломы на эту тему. Это интереснее, чем заниматься тем, чем вы на практике не занимались. На мой взгляд, не должен преподаватель вообще работать без именно такой практики – если это архивист, то он должен в архиве работать, если археолог или поисковик, то обязательно полевыми исследованиями заниматься. Так и ребятам становится интереснее.

Как вы работаете с новичками? Какие знания важно дать в первую очередь? 

В начале учебного года мы проводим занятия для первокурсников. Приходим на новый курс и просто приглашаем, никого насильно, конечно, не заставляем. И мы говорим с ними о войне, о ветеранах, об их семьях. Они проводят небольшую поисковую работу на основе своих семейных архивов и электронных баз данных. Потом постепенно переходим от истории войны к работе с находками, взрывоопасными предметами, ходим к реконструкторам, они показывают форму, знаки различия. Потом некоторые азы туристический работы, ориентирования на местности, оказания первой медицинской помощи, параллельно по работе с архивами. Мы уже третий год работаем над составлением баз данных и по нашим преподавателям – участникам войны.

Мы знаем, что Вы активно ведете работу по пропаганде поисковой работы.

В этом главная задача поискового движения – не просто поднять бойца, а напоминать людям о его подвиге. Это формирование гражданской позиции, особенно среди студентов педагогического вуза. Мы сотрудничаем с Детской республиканской библиотекой, дважды в год рассказываем о своей работе воспитанникам детских лагерей. Когда студенты отправляются на педагогическую практику в школы города, они также проводят Уроки мужества.

Что бы Вы посоветовали и тем, кто только начитает свой путь в роли командира отряда?

Если это школьный молодежный отряд, то важно начинать со сбора информации о земляках, жителях вашей местности, принимавших участие в Великой Отечественной войне.  Собирайте воспоминая старожилов, детей войны, архивы, выходите на краеведов. Также нужно больше общаться с другими отрядами – вступив в региональное отделение «Поискового движения России» отряды из небольших деревень за короткое время получают возможность принять участие в очень интересных мероприятиях. 

ПАРТНЕРЫ ДВИЖЕНИЯ
None
None
Росмолодежь
роспатриотцентр
None
РВИО
None
None
None
None